Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Пояс верности

Международный грузовой поезд на станции китайского города Циндао. Фото: Feature China / Barcroft Media / ТАСС
Зачем России новая китайская железная дорога от Иркутска до Владивостока через Маньчжурию
Матвей Журбин
31 марта, 2016 16:27
9 мин
В КНР обсуждают создание транспортного коридора Маньчжурия—Суйфэньхэ, который фактически, вместе с уже одобренными совместными проектами дорог между Россией и Китаем, соединит Иркутск и Владивосток через северокитайские провинции. Эксперты называют его «возрождением Китайско-Восточной железной дороги». Туда может уйти часть транзитных грузов с БАМа и Транссиба. Но как считает китаист, представитель МИД России в Чите Алексей Котельников, у России от этой стройки тоже есть своя выгода. Об интересах обеих сторон эксперт рассказал «Русской планете».
– Алексей Анатольевич, китайская инициатива по созданию единого евроазиатского пространства и трансконтинентального транспортного коридора вызвала неоднозначную реакцию у экспертов. Заговорили о том, что Китай берет курс прежде всего на сотрудничество с нашими соседями, а Россия останется не у дел. Насколько эти прогнозы верны?
– Действительно, когда стало понятно, что Китай приступил к реализации своей концепции «Один пояс и один путь», различные эксперты стали говорить, что Россия полностью исключается из проектов, что Китай будет замыкать на себе все потоки, которые раньше шли по Транссибу. Говорили, что Транссиб превращается от Владивостока до Иркутска в региональную железную дорогу, которая будет хиреть. На самом деле это совсем не так. Китайцы планируют до трети своего грузопотока направлять по западному маршруту, где, кстати, в древности и проходил Великий Шелковый путь, откуда и пошло название этой инициативы. Но полностью пускать туда весь грузопоток они не собираются. Регионы России и Китая разделены границей, но они находятся в одном макрорегионе, имя которому — Дальний Восток. В том числе сюда относится и наш край.
Алексей Котельников. Фото: Матвей Журбин / «Русская планета»
Алексей Котельников. Фото: Матвей Журбин / «Русская планета»
– Почему Поднебесной выгодно оставлять часть грузопотока на Транссибе?
– Дело в том, что сейчас северо-восточные районы Китая отстают в своем развитии от других частей страны. Раньше ситуация была совершенно иной. С момента строительства Китайско-Восточной железной дороги, затем японского господства и, наконец, послевоенного возрождения Китая северо-восточные провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин и некоторая часть Внутренней Монголии играли большую роль в индустриализации страны. Но после того как китайское правительство запустило политику «открытости и реформ», они стали постепенно терять свое значение и отставать в развитии. Сейчас в КНР эти районы называют «ржавый индустриальный пояс». Это очень точно характеризует состояние их промышленности. Там преобладает государственный сектор экономики, и его предприятия нуждаются в серьезной модернизации. Этим районам необходимы драйверы развития. Поэтому если перенести бо̀льшую часть железнодорожного трафика на «Шелковый путь», это создаст проблемы не только нам, но и КНР. Китайское правительство хорошо это понимает, ведь задача сбалансированного развития страны является для него приоритетной.
– Каковы наши приоритеты в сотрудничестве с Китаем?
Президент России в 2012 году, провозглашая политику разворота на Восток, сказал, что нам необходимо поймать китайский ветер в паруса нашей экономики. Поэтому речь идет не об интеграции в рамках китайской инициативы, а о сопряжении интересов наших стран. Именно в этом свете надо рассматривать проекты «Приморье-1» и «Приморье-2» (два транспортных коридора от портов Приморского края до китайских провинций, по некоторым данным, стоимостью до 315 млрд рублей. — Примеч. РП). Реализация этих проектов — большая мечта Китая. Дело в том, что, заключая в XIX веке Пекинский договор о линии прохождении границы на Дальнем Востоке, Россия провела ее так, что у китайских северо-восточных провинций не оказалось выхода к морю. И порт Зарубино — прекрасная тому иллюстрация. Провинция Цзилинь в нескольких десятках километров от побережья, поэтому еще в 2000-х годах китайцы построили магистраль с перспективой довести ее до Зарубина, но пока она уперлась в государственную границу.
Северо-восточным провинциям, конечно, выгоднее использовать наши приморские порты для перевалки грузов, чем порты Далянь или Тяньцзинь. Например, для провинций Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия это ближайшие китайские гавани, но везти туда товары — это большие логистические издержки.
А для России интерес очевиден. Помимо прямых платежей за транзит, мы получаем загрузку наших мощностей по перевалке товаров и развитие всей сопряженной с этим инфраструктуры. Если говорить о «Шелковом пути», то его реализация предполагает развитие Транссиба, БАМа и существующих сейчас железнодорожных пунктов пропуска. Еще несколько лет назад у РЖД был иной взгляд на эти вопросы, и некоторые пункты, как, например, «Махалино—Хуньчунь» в Приморском крае, фактически не работали. Сейчас экономическая ситуация изменилась, и сопряжение интересов российских и китайских компаний становится все более привлекательным. Иллюстрация к этому — упомянутый пункт пропуска, который вновь заработал в августе 2013 года после девяти лет простоя.
– Несколько лет назад РЖД проложила второй путь и почти закончила электрификацию участка Карымская—Забайкальск. Это было сделано в рамках развития этих инициатив?
– Нет. Эти работы начались несколько лет назад в рамках инвестиционного проекта «Нефть для Китая». Тогда в Ангарске цистернами грузилась нефть и отправлялась в КНР через пункт пропуска Забайкальск—Маньчжурия. Это ежегодно обеспечивало до 10 млн тонн грузооборота на этом участке. Поэтому необходима была модернизация здесь всей инфраструктуры. Все это продолжалось до 1 января 2011 года, пока не заработал нефтепровод и нефть не пошла через Сковородино—Мохэ (Амурская область) и далее на Дацин. А между тем, работы проведены, деньги вложены, и необходимо, чтобы дорога работала.
– Китай развивается достаточно активно, так ли уж ему необходимо сотрудничество с Россией?
– Некоторые регионы Китая просто обречены на сотрудничество с Россией. Например, из четырех с лишним тысяч километров российско-китайской государственной границы около трех тысяч приходится на провинцию Хэйлунцзян. А она поставила цель к 2025 году достичь оборота с Россией в 70 млрд долларов (эти планы были озвучены руководством провинции в марте прошлого года), сейчас этот показатель равен 15 миллиардам. Проект получил название «Экономический пояс Шелкового пути на суше и море в восточной части Китая» и предполагает использование Транссиба и БАМа для перевозки грузов, что выгодно для нас. Ведь сейчас тот же БАМ загружен слабо.
– О каких конкретно грузах мы говорим?
– В первую очередь, это товары для европейских рынков. Основная их масса производится в западных и южных районах Китая. Есть маршрут Иу—Маньчжурия—Россия—Гамбург. Иу — это город в провинции Чжэцзян, который известен во всем мире производством сувениров и товаров народного потребления. Ассортимент продукции, которая сейчас идет через пункт пропуска Маньчжурия—Забайкальск, весьма широк: это и электроника, и бытовая техника, и мобильные телефоны. Все это везут контейнерами, и проблема в том, что они возвращаются полупустыми, а контейнерные перевозки рентабельны только тогда, когда трафик товаров идет в обе стороны.
– То есть смысл создания всех этих транспортных коридоров состоит в увеличении грузопотока из Китая в Европу?
– Для Китая смыслов здесь несколько. Во-первых, развитие транспортной инфраструктуры, увеличение скорости движения товаров и придание импульса для отстающих провинций. Во-вторых, снижение геополитических рисков. Конечно, с экономической точки зрения, морские перевозки более выгодны. Однако 85% энергоресурсов в КНР идет через Малаккский пролив (пролив между Малайским полуостровом и островом Суматра. — Примеч. РП), который в случае обострения ситуации с США или их союзниками легко перекрывается военно-морскими силами США или их союзников. Поэтому КНР стремится создать запасные маршруты, и в первую очередь, сухопутный. В- третьих, это укрепление сотрудничества со странами, через которые идет этот маршрут.
Что касается России, то, как считают эксперты, сопряжение инициативы «Один пояс и один путь» означает коренную модернизацию транспортной инфраструктуры, совершенствование логистических цепочек, увеличение грузопотока и улучшение социально-экономической ситуации в дальневосточных субъектах Федерации.
– Вообще любые крупные совместные проекты с Китаем традиционно вызывают в нашем обществе опасения.
– На мой взгляд, алармистские настроения не совсем оправданны. Вызов, конечно, есть, но не все так плохо. Есть общий вектор, который позволяет идти нам с китайцами в обоюдовыгодном направлении. Говорить о том, что в реализации этого проекта есть некая опасность для Забайкальского края, некорректно.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ