Новости – Общество
Общество
«Мы не отчитываемся пофамильно за пациентов»
Здание «Краевой клинической психиатрической больницы им. В.Х. Кандинского». Фото: ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
Как врачи кризисного центра помогают читинцам восстановить свой внутренний мир
10 июля, 2015 16:24
8 мин
11 июля исполняется один год читинскому центру кризисной службы при «Краевой клинической психиатрической больнице им. В.Х. Кандинского». За это время зафиксировано более трехсот обращений разного характера: семейные консультации, кризисные состояния, стрессы, депрессии и ощущение одиночества. Пять тысяч телефонных звонков, среди которых были остро-проблемные, когда обратившийся, к примеру, стоял на краю подоконника, готовый вот-вот шагнуть в никуда. Корреспондент РП встретилась с заведующей отделением и побеседовала о результатах их годичного труда.
Центры и отделения по стране, где помогают людям в кризисных ситуациях, существуют более 30 лет. Однако обязательными стали лишь с 1998 года, когда министерством здравоохранения Российской Федерации был издан указ № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением».
– Идея создания такого центра в Чите принадлежит главному психиатру Забайкальского края Ольге Ступиной, — говорит заведующая отделением «Телефон доверия» ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. В.Х. Кандинского», главный внештатный психотерапевт министерства здравоохранения Забайкальского края Татьяна Колчанова. — Когда открылась новая психиатрическая больница и произошла реструктуризация в здравоохранении (объединились психоневрологический диспансер, краевая психотерапевтическая поликлиника и краевая психиатрическая больница № 2), Ступина обратилась с предложением к краевому минздраву. Ей не отказали.
В состав кризисного центра входит круглосуточная служба «Телефон доверия». По номеру (3022) 40-14-83 может позвонить любой житель края и поделиться своей бедой, проблемой или сложной ситуацией. Специалист окажет помощь дистанционно.
– Постоянно в отделении «Телефон доверия» работает один или два специалиста с медицинским образованием, которые прошли обязательное обучение. Они ориентированы и готовы к оказанию помощи удаленно и в острый момент, — говорит Колчанова. — Эта служба создана именно для того, чтобы человек мог обратиться за помощью здесь и сейчас. Звонки не лимитируются, человек может говорить столько, сколько ему потребуется, и специалист обязан выслушать и оказать помощь. Часто звонят за информацией, когда хотят приехать к нам на прием лично, но не знают, что для этого нужно. Эти звонки мы причисляем официально к обращениям, потому что человек так же звонит, обозначает проблему и спрашивает, к кому можно обратиться. Проблемных звонков, когда люди находятся в состоянии острого душевного кризиса, мы зафиксировали в количестве девятисот за год. Причины звонков различны: и смерть близкого человека, и потеря работы, и кредитное обременение.
До 4% от общих звонков — это звонки с суицидальным поведением. За год на «Телефон доверия» поступило два критических обращения, когда человек находился в процессе совершения самоубийства.
– В любом человеке параллельно с нежеланием жить существует желание выжить. Такой парадокс широко известен в психиатрии и психотерапии. Поэтому, если человек, находясь на грани жизни и смерти, все-таки набирает номер «Телефона доверия», он выжить хочет больше. И наши специалисты ухватываются за это и очень аккуратно и корректно выводят человека из этого состояния. Так было и в те два обращения. На тот момент доктора справились на отлично, — вспоминает заведующая отделением «Телефон доверия».
По четвергам на «Телефоне доверия» также работает нарколог. В интервью Татьяна Колчанова обозначила актуальность проблемы употребления и зависимости от синтетических наркотиков, особенно спайсов. Именно поэтому присутствие нарколога и его включение в разговор в некоторых случаях необходимо.
– Также мы находимся на стадии выведения на линию «Телефона доверия» диетолога, потому что сейчас многие страдают от расстройств пищевого поведения, сексолог будет консультировать тех, кто испытывает проблемы или пережил трагедию на сексуальной почве.
Фото: zabinfo.ru (http://zabinfo.ru/)
Фото: zabinfo.ru (http://zabinfo.ru/)
Кроме «Телефона доверия» в состав кризисного центра входят кабинеты медико-социальной психологической помощи. В уютных комнатах с мягкими креслами, аквариумами и цветами прием ведут психиатры, психотерапевты, медицинские психологи и нарколог. Сюда может попасть любой человек, который хочет поговорить и найти выход из своей проблемы.
– За год мы приняли около трехсот человек. Пока это немного, но только потому, что информации о том, что мы оказываем помощь бесплатно — мало. У людей сложился стереотип, что психотерапевт — дорогое удовольствие. Кризисный центр на базе краевой психиатрической больницы принимает пациентов бесплатно столько раз, сколько человеку необходимо. Мы ведем полноценный курс терапии для тех, кому она нужна. И люди разные. Сроки для поиска внутреннего ресурса, успокоения бури и тревоги внутри для каждого индивидуальны. Мы не торопим время, мы работаем на результат столько, сколько этого будет нужно, — рассказала Татьяна Колчанова.
Часто пациенты опасаются, что информация о них будет помещена в некую базу и станет препятствием в будущем.
– Люди так боятся, что кто-то что-то узнает, что не возьмут или выгонят с работы, что не дадут права, не пустят за рубеж. Мы не отчитываемся пофамильно за наших пациентов. Мы сообщаем только цифры: сколько обратилось, сколько было звонков. Опасаться в этом случае просто нечего, — объяснила Колчанова.
Мобильные бригады психологов, которые выезжают для работы с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях, — еще одно подразделение кризисного центра.
– Я руковожу такими бригадами с 2006 года. Мы начали работать с пожара в шахте рудника «Вершино–Дарасунский», работали в Большой Туре после взрыва на складе боеприпасов в прошлом году, на отравлении суррогатным алкоголем в селе Красный Великан, на пожаре на Высокогорье, где пострадали дети биатлонисты, мы провели большую работу с беженцами из Украины. И, конечно, недавний режим ЧС в Забайкалье, когда пострадали несовершеннолетние и воспитатель в общежитии кулинарного училища, — приводит примеры Татьяна. — В эту бригаду входят около 15 человек. Они не фиксированные, все зависит от масштаба ситуации. Когда-то может выехать трое специалистов, а когда-то и все. То же касается и графика работы, он гибкий: где-то наша помощь понадобится на час-два, а где-то ведь и сутками можно работать. Все в зависимости от ситуации.
– И звонки на «Телефон доверия», и личные обращения пациентов с душевными травмами, и выезд на место, где случилось несчастье — это все же постоянный стресс для самих специалистов.
– Существует общепринятый стандарт во всем мире, когда любой врач-психотерапевт перед практикой должен пройти начальный курс личной психотерапии, чтобы «подрессировать своих тараканов» и научиться не пропускать сквозь себя все те ситуации, с которыми будут делиться пациенты, — говорит Татьяна Колчанова. — Кроме того, мы очень ценим такой метод, как балинтовская группа, где психотерапевт может обсудить какие-то моменты по работе с пациентом, в том числе и собственные переживания, если они возникли. И существует супервизия, когда один психотерапевт приходит на прием к другому. Это тоже дает плоды.
За год работы врачи кризисного центра помогли найти душевный покой сотням пациентов, многие из которых давно нуждались в квалифицированной помощи, но не могли себе ее позволить из финансовых соображений, кому-то было несподручно добираться в клинику из районов, а теперь есть возможность просто позвонить.
– Возможность уделить внимание своему душевному здоровью бесценна, — заключает Колчанова. — Мы рады, что постепенно люди перестают думать, что психотерапевт — это пустое. Мы те врачи, которые помогают найти ответ на свои вопросы в себе же и перестроить свой внутренний мир.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости